Ситуация 1.
Описание проблемы: давно известно, что студенты тоже люди, и так же пользуются форумами, блогами, поиском.…Еще до начала семестра на одном известном форуме появилась ветка, посвященная преподаваемому мной предмету. Естественно, со временем она пополнилась некоторой реакцией на происходящее. Так получилось, что реакция не очень положительная, причем на этом форуме явно не стесняются в выражениях (мат, правда, запрещен), а уж переход на личности - это нормальное явление. Вот и получается, что есть возможность читать честную «обратную связь», пускай даже анонимно (хотя большинство все-таки можно вычислить).
Моя реакция: Прореагировать можно по-разному, можно возмутиться и закатить скандал, можно начать строже проверять домашние работы тех, кто нелестно выражается. Я пока никак не прореагировала, просто сижу и наматываю на ус. Какими бы были ваши действия?
Ситуация 2.
Описание проблемы: в течение семестра надо выполнять домашние работы. Зная студентов, их страсть к халяве, к скачанным рефератам и презентациям, я постаралась составить их так, чтобы решения задач нельзя было найти в Интернете (как вы догадываетесь, не самая простая задача). Списывания друг у друга можно кое-как отследить. На удивление, студенты неплохо справлялись с решением, но, как потом выяснилось, не все так просто. Первый звоночек прозвенел, когда все на том же форуме появилась ссылка на некий сайт «вопросов-ответов», где я с удивлением обнаружила свои задачи. Кое-кто из студентов не стал утруждать себя решением задач, а просто копировал их на сайт, где некие «эксперты» решали их ему (кажется, даже за деньги). Одно дело, если бы он делал это тихо, но раз ссылка появилась в открытом доступе, надо реагировать. Когда Яндекс выдал мне ее по поиску, я не выдержала.
Моя реакция: первым делом я написала профессору, который ведет этот курс, и объяснила ситуацию. Он посмотрел на этот сайт, ознакомился с решениями. На лекции он уделил некоторое время, чтобы объяснить студентам про авторское право (а выкладывался не пересказ задач, а прямой скриншот) и про то, что нельзя представляться чужими именами (естественно, студент был записан как некий «Иванов Андрей Владимирович», и это не соответствует истине, а подобная ситуация у нас в стране наказуема). Но это было все равно, что мертвому припарки, потому что скорее всего этого человека даже не было на лекции. Я же, в свою очередь, сделала заявление, что больше не буду освобождать от экзамена на основе результата домашних работ (то есть ставлю под сомнение их истинность) и устроила зверскую контрольную, чтобы выяснить действительное положение вещей (но об этом дальше).
Как поступили бы вы?
Ситуация 3.
Описание проблемы: однажды некий студент, который был пойман дважды на списывании домашней работы, написал мне слезное письмо:
"Добрый вечер!
Возможно ли прислать Вам 3-ю домашнюю работу несколько попозже срока (скажем до послезавтрашнего вечера), поскольку я сейчас достаточно тяжело болею (воспаление легких) и не имею возможности управиться в срок.
Надеюсь на понимание и заранее благодарен."
Через 5 минут читаю в его блоге:
«Вот почему приходится ломать голову из-за этого предмета. Я не скажу, что матан 2 лучше, но все-таки. Что за карма, что за домашки такие ужасные? Как с этим учиться? Это Mission Impossible! Нафик надо столько мозговзрывающих домашек? Я лучше лабы по арвутид заделаю, чем бред этот. Еще догадался отсрочку попросить у преподши. Да я даже если умирать буду – не стану заниматься этой дискреткой. Короче, зло ДМ 2. Но придется что-то делать.»
Моя реакция: Согласитесь, что разница очевидна. Мое сердце не выдержало, я отправила письмо:
« Добрый день.
(тут была цитата из его блога)
Итак, надеюсь, Вы и так все понимаете. По этому поводу могу сказать только 4 вещи:
1. Задним числом я своих решений не отменяю, так что отсрочка на сутки в силе.
2. После такого, ни на какое "понимание" можете не надеяться.
3. Система с таким количеством домашних работ придумана не мной
4. Не все вещи стоит писать в открытый интернет.»
В качестве реакции получила:
1. Ту запись он убрал под пароль
2. Написал еще одну запись:
"Если я в блоге написал что-то про кого-то (в каком бы ключе речь не шла) – это сугубо мое мнение, мои мысли. Я никого не хочу(тел) оскорбить! Прошу это учитывать. Спасибо за внимание!"
P.S. Домашнюю работу он так и не прислал, за контрольную получил 1 балл из 100.
Ситуация 4.
Описание проблемы: С контрольной работой тоже возникли проблемы. Во-первых, мне сразу стали заявлять, что «эстонский вариант проще, а тут думать надо». Хорошо хоть, что человек, который главный на этом предмете, услышал ремарку и ответил: «Ну так думайте, в чем проблема». Во-вторых, написали настолько ужасно (из 32 двух работ только 8 работ были больше 50 баллов (из 100), максимум на одном варианте – 75, на другом – 65), что пришлось сделать поблажки, чтобы совсем уж не завалить поток. Стратегия: максимум на варианте принимается за 90 процентов, и все остальные результаты высчитываются исходя из этого (то есть прибавка ощутима). Однако и это не устроило студентов. Со специально зарегистрированного адреса (невозможно отследить, кто автор) пришла анонимка:
«Zdravstvujte. U mena voznik takoj vopros. Po4emu pri ocenivenii kontrolnoj raboty varianty byli oceneny po raznomu? Ne pojmite ne pravilno, prosto na moj vzglad oba varianta po slozhnosti odinakovy. A takim obrazom polu4aetsa, 4to v 4astnosti ja byl postavlen takogo roda ocenivaniem v neravnoe polozhenije s drugimi ludmi, kotorye polu4ili drugoj variant, hot' i slozhnost' byla takaja zhe u oboih variantov. Dumaju vam v moem polozhenii bylo by tozhe ne prijatno okazatsa.
S uvazhenijem, vash student.»
Доля истины здесь есть, но такие наезды не принимаются.
Моя реакция:
«Добрый вечер.
Если хотите перевести наш диалог в конструктивное русло:
1. Прежде всего, представьтесь. Вести диалог с абстрактным студентом я не буду. Совсем не обязательно прятаться, я нормально реагирую на конструктивную критику.
2. Ваше видение проблемы мне понятно, однако что вы предлагаете сделать в данной ситуации. Ваши предложения?
P.S. Если наш диалог продолжится в электронном виде, прошу пользоваться русскими буквами.»
Естественно, в ответ тишина.
В заключение могу сказать, что люди настолько привыкли пользоваться халявной информацией, которую вываливает на них Интернет, что совсем разучились самостоятельно решать проблемы. Кроме того, полностью отсутствуют какие-либо понятия о сетикете. Я не буду, конечно, на всех наговаривать, но случается.
Была бы благодарна за советы, комментарии, критику.
19 комментариев:
Когда я училась, то на автомате было только решение задач, т.е. контрольные на 90-100% и домашка так же и естественно вовремя, освобождали от сдачи задач, но теорию приходилось писать.
Когда вы находите время лазить по блогам и форумам и зачем это вам надо? То что что-то доступно (высказывания по вашему предмету) еще не значит, что это следует читать и уж тем более выявлять кто, когда и зачем.
Раньше в общаге обсуждали и списывали, но это не значит, что преподаватели под дверьми сидели.
В данном случае речь идет тоже об освобождении только от практики, теория в любом случае устная.
Одно дело списывание между собой, другое - решение всем рунетом и левыми "экспертами".
Одно дело - обсуждение чего угодно за закрытыми дверями, другое - в открытом интернете со следами преступления.
"Когда вы находите время лазить по блогам и форумам ?" Скажем так, интернет неотъемлемая часть моей социальной жизни. "и зачем это вам надо" а я по природе любопытна.
"То что что-то доступно (высказывания по вашему предмету) еще не значит, что это следует читать и уж тем более выявлять кто, когда и зачем." В принципе не значит, но если есть шанс воспользоваться информацией, если ее приносят на блюдечке, почему бы нет? Плюс ко всему - обратная связь, никаких опросов не надо, все честно. Можно отслеживать реакции на свои действия, как-то корректировать поведение...
Вообще наверное стоит пересмотреть отношение к интернету, это во многом меняет социальные связи, тут стоит быть осторожнее ибо, "то что написано пером, не вырубить и топором." А у многих этой культуры, даже самого понятия нет.
Насколько я понимаю, речь идет об узаконивании списывания и скачивания из Интернета в головах студентов. Эдакая претензии на новую норму с их стороны. Описана борьба норм, разных для преподавателя и для студентов. Привыкшие в средней школе к ситуации цифрового разрыва между поколениями, студенты не ожидают, что преподаватель умеет серфить в Интернете и владеет навыками поиска, в том числе, по блогам. Сравнение с подслушиванием под дверьми в общаге, на мой взгляд, не совсем корректно. А в описанной ситуации шла речь о двойной морали у конкретного студента, а не только незнании сетикета. Если преподаватель самоопределился стать еще и воспитателем для нерадивых студентов, то описанные им действия в приведенных текстах вполне нормальны. Но тяжела его доля, поскольку, скорее всего, привыкшие обманывать, будут и дальше "принципиально" отстаивать свои "права" :(
Жаль, что действия студентов так далеки от "учебных действий"...
(К masavi) Кстати, еще пару объяснений. Во-первых, ознакомление с перепиской на форуме и блоги, это чуть ли не единственная возможность познакомиться со студентами. Да и вообще с людьми, в том плане что чаще всего интернет-активность неплохо отображает человека.
А во-вторых, я не люблю когда из меня делают дуру. Я понимаю, что я не могу все пресечь. Вы же не станете принимать реферат или презентацию, которые явно скачаны с интернета. Даже если при этом вам мило улыбаются.
Более того, мне не нужно специально что-то выискивать, у нас с ними (студентами) одна среда обитания - интернет (ну может на разных форумах или в разных сообществах, но допустим на том форуме все что касается тту я читаю), я просто наталкиваюсь на какие-то фразы и начинаю раскручивать, это сила привычки.
Мда, ну и ситуация ... Форум, на котором обитают студенты всех университетов нашей страны, я видела. О чем идет речь я понимаю. Обсуждается там, действительно, все: личность преподавателя, сложность контрольных работ, где скачать шпаргалки и т.д.
Как бы я поступила ... Думаю, заняла бы позицию наблюдения.Не хотелось бы, чтобы студенты знали, что я читаю их мнение обо мне.
Удачи Вам!
Это открытый форум или модерируется преподавателями? То есть все знают, что здесь можно открыто излагать свои (пусть и нехорошие) мысли или все знают, что преподаватель потом будет мстить и поэтому лучше перебраться на другой недоступный для вас форум?
Не поддерживая ни списывания ни других нечестных методов, все же считаю, что посещение подобных сайтов для учителя не очень удачное времяпревовождения.
Говоря о разрыве: "если есть шанс воспользоваться информацией, если ее приносят на блюдечке, почему бы нет?" Такая же логика при скачивании шпаргалок и рефератов, так что счет 1 : 1. Информация доступна всем - это же интернет.
Не в тему: какое ужасное слово "сетикет"
"Это открытый форум или модерируется преподавателями?" Это абсолютно открытый форум, даже не университетский, а скажем так республиканского масштаба. Модераторы и администраторы там из числа участников. Читать может кто угодно и сколько угодно.
"Не поддерживая ни списывания ни других нечестных методов, все же считаю, что посещение подобных сайтов для учителя не очень удачное времяпревовождения."
ОК, право ваше. Со своей стороны скажу, что обычно я посещаю этот форум с позиции учащегося, да и вообще как просто человек.
"Говоря о разрыве: "если есть шанс воспользоваться информацией, если ее приносят на блюдечке, почему бы нет?" Такая же логика при скачивании шпаргалок и рефератов, так что счет 1 : 1. Информация доступна всем - это же интернет."
Ну если следовать такой логике, то в Интернете есть куча информации как изготовлять бомбы или отравляющие вещества, неужели надо сразу все делать? А как насчет фильтровать информацию?
Более того, читая открытое обсуждение я не нарушаю ни одного закона. А списывание, скачивание рефератов и выдавание этого за свой труд - это нарушение правил и законов, я даже могу сказать, что за такое исключают из универа. Разница есть. Но почему-то ее мало кто видит.
"Не в тему: какое ужасное слово "сетикет"."
Да, возможно не самая удачная русификация. Пусть будет оригинал тогда - Netiquette
устроила зверскую контрольную
Зачем же так? Учитель должен быть доброжелательным и открытым, а не самодуром, позволяющим себе зверские вещи.
Что делать с открытым обсуждением задач в интернете? Принимать решения устно, задавая тонкие вопросы. Обычно делают так: учитель даёт 10-15 задач, из которых подробно и устно спросит только одну-две (заранее не сообщает, какие). То есть, для доступа к устному экзамену надо предоставить верное письменное решение всех задач. А для зачёта надо пройти устный экзамен.
Мстить (или пугать) за записи в личном блоге или форуме - явно лишнее. Если у человека нет интереса к предмету, то, я считаю, не надо его дёргать и заставлять - стране нужны дворники, кассиры, сторожи в детские сады и так далее. Институт - не школа. Поэтому заставлять учиться не надо (заставить уже невозможно, а увлекать поздно).
Про несправедливые оценки ситуация тоже кажется ясной. Если сложность вариантов в самом деле одинакова, но одному варианту "повезло" - его писал самый умный, поэтому там максимальный балл 75, а на другом 65, то с точки зрения слабых студентов это выглядит очень странно. Как только ученики видят такую несправедливость, у них "опускаются руки" (мол, "учись-не учись, а решат всё самодуры, не признающие правил и логики"). И вот тогда расцветают схемы экономии энергии: скачать из сети, попросить решить за деньги и так далее.
Нужна логичность и последовательность, чтобы даже слабый студент понимал: если он будет стараться, то всё получится.
P.S.
Я не говорю, что Вы нелогичны и непоследовательны. Я говорю, что это так это может выглядеть в глазах слабых учеников.
(к Илья Весенний)
Спасибо за ценные комментарии.
"устроила зверскую контрольную
Зачем же так? Учитель должен быть доброжелательным и открытым, а не самодуром, позволяющим себе зверские вещи."
Зверская она была условно...Потому что если посмотреть на то, что хотел дать изначально профессор, я еще очень облегчила им варианты. К тому же она вполне органично вписывается в домашки. (в общем слово "зверская" это эмоциональное слово, использованное дабы приукрасить мой рассказ).
"Принимать решения устно, задавая тонкие вопросы. Обычно делают так: учитель даёт 10-15 задач, из которых подробно и устно спросит только одну-две (заранее не сообщает, какие)".
Тут все еще сложнее, времени очень мало, проверять домашние задания у доски - непозволительная роскошь. Более того, почти все отказываются ходить к доске "а мы не люююбим", в принципе это их право.
"Мстить (или пугать) за записи в личном блоге или форуме - явно лишнее."
А я не мстила, слово плохого не сказала, я просто указала на нестыковку.
"Про несправедливые оценки ситуация тоже кажется ясной. Если сложность вариантов в самом деле одинакова, но одному варианту "повезло" - его писал самый умный, поэтому там максимальный балл 75, а на другом 65, то с точки зрения слабых студентов это выглядит очень странно. "
Любое относительное оценивание - относительно, да простят меня боги за каламбур. Даже если бы я оценивала относительно лучшей работы на потоке, это тоже не особо справедливо, потому что "а вот если бы самый умный в тот день не пришел на контрольную оценка была бы выше". Более того, повысить баллы это была моя личная инициатива, которая, как известно, наказуема. За что и расплачиваюсь. А по идее надо было оставить абсолютные оценки. Но честно, на них и буду смотреть при принятии решения (о чем открыто потом и сказала). Я может напишу мерзкую фразу, но "пусть вообще радуются, что хоть как то повысились баллы". Варианты по сложности одинаковые, но я затрудняюсь сравнивать работы друг с другом из разных вариантов, если в одном варианте - квадратное уравнение с мнимыми корнями, а в другом - простенькое кубическое. Отсюда и разные ошибки прут.
"Нужна логичность и последовательность, чтобы даже слабый студент понимал: если он будет стараться, то всё получится."
Да уж, если бы они постарались, мне не надо было бы домножать на левые коэффициенты.
А насчет "Учитель должен быть доброжелательным и открытым". У меня тут еще другая проблема. Мое "Я" разрывается на две половины, я как студент, и я как учитель, а вы понимаете, что часто они конфликтуют. Изначально, я очень по доброму настроена была: "студент студенту брат", но так тоже не получается. Отсюда может быть и мое самодурство и нелогичность. Излишне эмоционально воспринимаю, то мне их жалко, то наоборот обидно из-за их поведения. Поэтому собственно и написала сюда, что советы нужны.
Ситуация 1. Если Вы близко к сердцу воспринимаете переписку о Вас, то совет один- не читайте. Я понимаю, что это сложно и, наверное, невозможно быть милой всем. Вы молоды и неравнодушны. Это Ваше достоинство.
Ситуация 2. Я бы увеличила долю аудиторной работы, не отменяя домашнюю. Ситуация, когда студент решает домашнее задание, изобретая 101 способ решения задачи- сладкий сон преподавателя. Списывают все, ну, или почти все.
Ситуация 3. Тут действительно Вы взяли на себя роль воспитателя конкретного студента. Что ж, 1 балл из 100- он получил по заслугам!
Ситуация 4. Даже не знаю... Менять шкалу оценивания- путь, ведущий в никуда. Когда мои ученики повально плохо пишут работу- я ищу причину в себе.
neila, учителю, как и хирургу, нельзя погрязать в эмоциях.
"Учитель студенту брат" - да, всё верно. Мы добры и позитивны. Мы не злимся и не пугаем, мы предоставим всё необходимое тому, кто хочет учиться. Но на случайных студентов тратить свою эмоцию? Им это точно не требуется. Вы в ВУЗе преподаёте, а не в начальной школе!
"Запиханное коленкой" умение решать какой-то тип математических задачек студентам не пригодится. Главное - прозрачные правила. С первого дня должно быть известно, что нужно для получения зачёта. И к сессии эти правила должны чисто и чётко отработать (если смягчиться, то на следующий год очередные студенты будут знать, что здесь "просто так строжатся").
Вы пишете «пусть вообще радуются, что хоть как-то повысились баллы» (жирным выделил я). Вот это выделенное и есть важное, я думаю. Это указывает на субъективность и непоследовательность. И у некоторых студентов из-за таких как попало меняющихся правил опускаются руки. Мол, учёба - очень сложный, но не очень стабильный способ получить нужную оценку. Конечно, это проблема тех, кто учится для оценки, а не для себя. Но таких, увы, очень много.
Набирайтесь опыта и спокойствия.
Успехов!
Честно говоря, а чего Вы хотите. Я совсем недавно закончил университет (СПбГУ, МатМех), сейчас дополнительно преподаю в школе. Это - другое отношение. Высшее образование за редким исключением люди получают "для корочек". Соответственно, желания учиться у них нет. Отсюда и всякого рода попытки "обойти" систему. Я вот, например, хотя и очень любил матанализ, прекрасно понимаю, что с 2.5 годами матанализа на МатМехе + 2 годами в школе я его сейчас на 5 (которая у меня в дипломе) не сдам. И тогда бы не сдал. Вопрос с оцениванием - очень сложный вопрос, ИМХО, здесь нельзя подходить формально. Особенно, в ВУЗе. Если пытаться ставить "по правилам", то выгоните 3/4 курса. У нас такое было с матфизикой, когда из 300 студентов 210-220 не сдали экзамен и сдавали весеннюю сессию аж до ноября (специально продлевали несколько раз).
Нет мотивации - нет желания - нет результата.
Изучение физико-математических дисциплин - задача часто из неподъемных для нынешних школьников и студентов, с ранних лет уверенно владеющих компьютерными технологиями и Интернетом. В знаменитую московскую физматшколу №57 практически не принимают одаренных детей, если они активно играют в компьютерные игры или часами сидят за компьютером. Педагоги считают, что это резко снижает творческий потенциал. Почитайте информацию на этой странице - http://www.sch57.msk.ru/od_deti.htm, там есть интересный прием - при задании самостоятельной работы учитель ОГРАНИЧИВАЕТ перечень используемых источников (цель - формирование навыка САМОСТОЯТЕЛЬНОГО исследования). Об этом же говорил Станислав Лем, когда рассуждал об угрозах Интернета для человечества: необозримый океан информации делает из нас ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ, творческий процесс возможен только в условиях ДЕФИЦИТА ИНФОРМАЦИИ. Да и время, освобожденное от серфинга в инфоокеане, пригодится, чтобы сделать это самому. И еще, хотелось бы, чтобы коллеги прочли меморандум педагогов 57-й школы, мне кажется, что разграничение приватного и публичного в Интернет-общении там очень четко проведено. Ссылка здесь: http://community.livejournal.com/ru_57/47556.html.
Можно ли стать приличным математиком, если не набьешь руку и не натренируешь мозги на решении сотен задач? Можно ли стать приличным человеком, если не соблюдаешь этических норм. Вряд ли их ценность уменьшится с пришествием Интернета.
ИМХО, про одарённых детей и игры - идиотизм. У меня компьютер был с 1994 года. Играл в Civilization 1 с самого её появления. Что не помешало мне учиться в Академической Гимназии СПбГУ, выигрывать городские олимпиады по математике и физике, участвовать в международных. Впрочем, как и моих одноклассников, которые тоже весьма привечали компьютерные игры. Зачем педагоги лезут в ту сферу, в которой ничерта не разбираются. Педагогика != Психология.
Касательно навыка исследования:
Сейчас ставится другая задача - поиск информации в её изобилии. И прежде всего, нужно давать задания, исходя из информационного изобилия. Не надо изобретать велосипед. Если информация есть в Интернете, её надо использовать. А не проводить собственное исследование.
Евгений,
Civilization и LA2 - совсем разные игры. В первой просыпается самолюбие, поэтому приходится выдумывать способ, напрягая голову, как на высокой сложности запустить корабль в космос к 2000-му году. Это бывает полезно.
А во второй развивается навык быстро нажимать кнопки мыши и платить физические деньги за виртуальную кольчугу и прочие шмотки. На это тратить время до 30 лет - роскошь. Пока голова цепкая и готова впитывать, её надо развивать и наполнять, так как потом поздно будет.
Про информацию в интернете:
Уметь делать алгебраические преобразования необходимо, чтобы понимать математические задачи (и простые, и сложные). И наличие wolframalpha не должно мешать человеку научиться. Другое дело, что со временем часть вычислений можно (а иногда, нужно) перекладывать на компьютер. Но сначала надо научиться, чтобы понимать.
2Илья Весенний:
С одной стороны я с Вами согласен. С другой стороны (касательно поиска информации, не игр типа LA2) кто мы такие, чтобы определять, как решать ту или иную задачу. Если человек может в рамках школьной программы найти ответ в Интернете на любой вопрос (в т.ч. с использованием специальных программ), не вижу причин, почему мы должны считать это неправильным. Какова основная цель образования? Научить? На мой взгляд, нет. Дать представление о том, где, что и как можно искать.
Вот, смотрите, например, я хочу написать научную статью по какой-либо теме. С чего я начинаю? С теоретических выкладок? С моделирования? Нет. Сначала я читаю статью и смотрю, что уже сделали, смотрю, как сделали. Если я буду каждый раз изобретать велосипед, то я так и не напишу актуальную статью. Если человек складывает 2+2 на калькуляторе, и ему это не мешает качественно и быстро выполнять работу, то пусть так и делает. У меня к такому претензий не будет.
p.s.
Хотя, в общем, у меня 8-е классы и так складывают и умножают на калькуляторе.
Ну да, это вопрос сложный, Вы правы.
Есть теория, согласно которой человек не может решать сложные задачи, пока не научится справляться с простыми.
Соответственно, если ответы на все простые вопросы он находит в интернете, то он уже не сможет породить новое знание (потому что даже с более простыми задачами не может справиться).
Про тот же устный счёт: вроде бы он даром не нужен - компьютер всё сделает быстрее. Но если мы упускаем в детстве эти базовые навыки, то потом выясняется, что подросший ребёнок быстро устаёт от освоения более сложных наук. Не натренировав свой мозг на простом (учить стихи, умножать в уме и так далее), он уже с очень большим трудом заглатывает элементарные знания для первого курса...
Если бы отказ от самостоятельной работы был так эффективен, то, например, бегуны тоже бы пользовались автомобилем, а не нарезали круги по стадиону, и пловцы бы на моторной лодке рассекали бы по бассейну. Другое дело, что бегуны и пловцы хотят развить своё тело, а не просто преодолеть столько-то километров...
Это всё теории, конечно. Есть живые примеры, а есть не менее живые контрпримеры. Но я бы предлагал не отмахиваться столь однозначно от способов обучения, которые позволили цивилизации так развиться. Не факт, что надо уметь делать математические выкладки, но и далеко не факт, что поколение, не умеющее это делать, сможет продвинуть человечество дальше. Надо сначала взвесить, а потом "рубить с плеча".
И в очередной раз Вы правы. Я с Вами здесь абсолютно согласен, что мозг, как и тело, нужно тренировать. Я лишь предлагаю изменить подходы. Ей Богу, помимо устного счёта, есть ещё множество задач, методов и идей, которые могут заставить человека подумать. Насколько я слышал, в университете Беркли ввели целый курс по игре Starcraft. Почему бы не попробовать сконцетрироваться на интересных, с одной стороны, вещах и полезных, с другой.
Евгений, здорово, что мы друг друга поняли :)
Отправить комментарий