воскресенье, 25 апреля 2010 г.

Нужен ли учителям математики пакет заданий по статистике под WIRIS?


 Коллеги, ниже публикую в сообществе письмо от моей бывшей ученицы (с ее разрешения)!
 Затрудняюсь ответить на него сама, так как не работаю с программой WIRIS и сейчас не веду уроков у учеников. Надеюсь на вашу помощь и поддержку. 

Учусь в магистратуре на учителя математики. Так вот, образовалась такая идея в рамках магистерской работы - составить в качестве вспомогательного материала сборник заданий с решениями по теме статистики и анализа данных для гимназии в пакете WIRIS. Такую идею предложил мне руководитель моей работы (тема связана с преподаванием курса статистики в гимназии).Официальных материалов по статистике для школы мало (в Эстонии), если в интернете что-то и есть, то в Excel-e и в крайне хаотичном виде. Но так как в школе я не работаю, у меня возник один вопрос и я подумала, что может Вы сможете мне помочь на него ответить. Будет ли это нужным и полезным материалом? Насколько широко учителя используют WIRIS ? WIRIS единственная программа, где есть функции описательной статистики (я имею ввиду комп. программы для школьной математики) и он удобен тем, что его не надо инсталлировать на компьютер. Как Вы считаете это идея будет иметь практическое применение? Или Excel для этих целей удобнее (но так избит, на мой взгляд и ученикам порядком поднадоел).

15 комментариев:

anisol комментирует...

Думаю, что после появления такого сборника будут использовать больше. Особенно если задачи будут современные и двуязычные. И уровень будет в расчете не только на 12, но и на 6 и 7 класс, где начала статистики закладываются. Лично я бы воспользовалась:)

Анна Семёнова комментирует...

Идея очень хорошая. А если задания будут еще и систематизированы...) Я думаю, многие учителя, пусть ни целиком, взяли бы такой сборник себе в подспорье. Удачи в написании работы.

Marina комментирует...

Стыдно, я вообще не знакома с программой WIRIS. Если бы появился такой сборник, то была бы возможность освоить.
Нет, не стыдно, невозможно объять необъятное.

ljudmillar комментирует...

Решила в этот раз как следует все обдумать, прежде чем отвечать... Дело в том, что постепенный переход "от бумаги к цифре" в преподавании математики уже начался, трудность состоит, в основном, в степени владения учителями и учениками редакторами математических формул. Одним из таких редакторов является WIRIS.
Уверенное использование редактора это очень важно, но нам следует также учитывать все моменты применения элементов э-обучения применительно к математике.
А это несколько компонентов:
1. Электронная среда общения
2. Другие инструменты математического моделирования и их встраиваемость/совместимость со средой
3.Степень распространенности используемого редактора.

Это самое важное, есть и другое.

На сегодняшний день учителя для решения задач описательной статистики уже начали пользоваться таблицами в сервисе Googledocs. Они отвечают всем вышенаписанным критериям, если иметь в виду, что все сервисы Google хорошо интегрированы друг в друга.
Кроме того, логика использования Google таблиц таже, что и в Ecxel (кстати, не могу согласиться, что он "поднадоел", скорее, вижу, что культура использования этого универсального инструмента остается низкой).

Поэтому, моя рекомендация была бы такой: Комплекс заданий (двуязычных!)по теме "статистика", рассчитанных на применение с помощью электронных инструментов был бы очень нужен, но в качестве инструмента я бы ориентировалась на электронные таблицы (и формы) Google.

Что скажут коллеги?

anisol комментирует...

Я бы посоветовала отделить мух от котлет:). Сболрник заданий двуязычный - большой плюс.
Описание инструментария для их решения(желательно сравнительный анализ еще бы привести.) И разбор в WIRIS тех, что представляют особый интерес именно средствами этой программы.
Что касается гуглдокументов, то не самое удобное средство на мой взгляд.

ljudmillar комментирует...

Да, действительно, судя по запросу, студенту предлагают создать пакет именно под конкретный инструмент.
1. Какова рапространенность этого инструмента уже сейчас?
2. Будет ли надобность именно в этом инструменте хотя бы через пару лет?

В связи с этим... Не лучше ли подумать о создании универсального пакета заданий под любой типовой инструмент?

ljudmillar комментирует...

>Что касается гуглдокументов, то не самое удобное средство на мой взгляд.>

На данный момент, почему же не удобное? Рядом сосуществуют (для работы не надо отдельной регистрации и авторизации):
1.встроенный редактор формул
2.графический векторный редактор
3. есть платформа для создания блога
4. таблицы Гугл имеют все приспособления для сбора и обработки данных.
Кроме того, все инструменты постоянно обновляются и совершенствуются...
Не говорю уже о преимуществах публикации, встраивания в сайты/блоги готовых документов.

Словом, не советовала бы торопиться и тратить силы на разработку того, что никому может не понадобиться.

Или тогда хотелось бы услышать аргументы в защиту, почему именно WIRIS? Что в нем, собственно, такого замечательного и универсального? Может быть, я просто не в курсе, допускаю...

anisol комментирует...

Wiris- среда современная, универсальная. Которую не надо ставить на компьютер, а можно использовать он-лайн. Причем, в отличие от гугл-докс, регистрация не обязательна.Аналог ее хорошо известная Геогебра, но вторая более для моделирования, а WIRIS - именно для вычислений. В использовании в элементарных вещах в общем-то не сложная, хотя и допускает использования программирования.
Ее плюс по сравнению с гуглдокументами: не требуется обязательная регистрациия, менее ресурсоемкая (ибо статистика предполагает достаточно большой объем данных, а гугл-документы даже при просотре иногда начинают "подвисать", кроме того, функции гугле "запрятаны" достаточно глубоко, и каждый раз до них добираться тоже не просто:), требует времени и знания конкретных имен.
Плюс гуглдокументов: допуск к документу нескольких поьзователей. Это хорошо использовать при проектной работе, поэтому... как одно из средств вполне подходящее, а вот изучать на уроке надо разные, чтобы ученики могли сравнить и выбрать "свои".
Кстати, по программе были курсы от Тигра, я, по крайней мере, на таких была. И иногда ей пользуюсь. Особенно на комбинаторике.

ljudmillar комментирует...

Оля, при всем уважении к твоему мнению, ты очень продвинутый учитель, который может при необходимости не толтко сам пользоваться множеством разных инструментов, но и дать их в руки ученикам. А другие учителя?

Вот и пришла в голову мысль, что автору запроса можно посоветовать составить совсем маленький опросник (кстати, можно для сбора данных использовать гуглформы :).
По опыту знаю, что на конкретные вопросы опросника учителям легче отвечать. Да и в любой серьезной работе изучение запрос практиков теперь является необходимой составляющей.
И место для размещения есть - блог сообщества.

ljudmillar комментирует...

Что касается совместной работы, а точнее, развитии ее навыков, в том числе, в рамках математики, то тут я никак не могу согласиться с тезисом о преимуществе индивидуальных заданий.
Последние, с точки зрения учителя, удобнее лишь в смысле простоты оценивания итоговой работы ученика.
А в свете использования статистики в жизни, опыт и навык совместной работы имеет в моей системе предпочтений ведущее место...

2 мая 2010 г. 11:58

anisol комментирует...

Что касается современных программ, и Wiris не исключение, то у них очень удобный и достцупный интерфейс, который в состоянии быстро освоить любой "чайник", другое дело: методические материалы, где будет показана рациональное и грамотное использование инструмента. Именно поэтому я и приветствую создание таких материалов. (и их опубликование и доступность для всех учителей). По электронным таблицам их уже достаточно много, гугл-документы допускают их беспроблемный перенос, и именно поэтому тратить усилия на повторение уже созданного не стоило бы. А вот по WIRIS материалов не много, хотя попытка их систематизировать была на mott.ee. Русскоязычных аналогов я не знаю. Поэтому я за дипломную работу именно для этой среды.
Теперь о втором тезисе, про групповую и индивидуальную работу.
Групповая на мой взгляд следует за индивидуальной, как почти:) обязательный этап, но индивидуальная ей обязательно должна предшествоать. Имхо.
И ложечка дегтя: а на экзамене нет ни wiris, ни гугл, поэтому традиционные бумажные методы изучения материала нам никто отменить не позволит. И чтобы на них оставалось время, приходится его экономить даже на регистрации:)

AnastassiaM комментирует...

Всем, здравствуйте!
Я та самая студентка...
Если бы у меня самой не возникало сомнений по поводу Wiris, то мне и не пришло бы в голову расспрашивать о целесообразности его использования. Но в моей голове возник целый ряд "но". Сталкиваясь почти каждый день по роду своей деятельности со статистическими расчётами, могу сказать, что использовать Wiris на практике я бы не стала, даже для расчёта самых элементарных статистических характеристик. Если бы не было возможности использовать профессиональный статистический пакет, то в работе я использовала бы Excel - это бесспорно.
Я согласна с anisol в том, что у Wiris'a немало преимуществ, но моё мнение таково, что для заданий по статистике - это не самое удачное решение, использовать Wiris, чего не скажешь про комбинаторику. Но так как работа планируется именно на тему статистики, то составление пакета заданий по статистике под Wiris вызвал у меня сомнения. Ещё один аргумент против Wiris'a: немаловажную роль в описательной статистике играют графики, таблицы и диаграммы, а по этой части у Wiris'a проблемы. Eщё раз повторюсь, Wiris прекрасный пакет, но с точки зрения алгебры, как мне кажется.
В 2002 году была защищена подобная работа, пакет заданий по статистике был выполнен в StudyWorks. К сожалению, данный редактор не получил широкого использования и теперь работа пылится в шкафу. Когда мне было предложено составить подобный сборник под Wiris, я тут же задала вопрос, а не постигнет ли мою работу та же участь. Но не получила на него вразумительного ответа. Поэтому и решила обратиться за помощью к профессионалам. Я бы тоже хотела знать ответ на вопрос, который задала Людмила Викторовна по поводу актуальности Wiris'a через пару лет.
Когда я в письме написала, что Excel поднадоел, я имела в виду, что он поднадоел для учеников. Учеников тяжело заинтересовать. Но с другой стороны, главное - это научить учеников чему-то полезному, а не показать "новенькое". К сожалению, я не знаю насколко углублённо Excel изучается на уроках информатики. Сомневаюсь, что если в будущем ученикам придётся, хотя бы даже, проводить исследовательскую работу для написания диплома, они будут использовать Wiris. Возникает вопрос, зачем тратить время на Wiris, если это не практично? Кстати, в новой учебной программе по математики для гимназии в курсе теории вероятностей и статистики присутствует «проект по обработке данных с использованием компьютера (желательно в сотрудничестве с каким либо другим предметом)». Интуиция подсказывает, что в такой ситуации вряд ли будет использоваться Wiris, скорее Excel. Google-документы, да, очень удобны наличием форм, что важно при сборе информации.

ljudmillar комментирует...

>Интуиция подсказывает, что в такой ситуации вряд ли будет использоваться Wiris, скорее Excel. Google-документы, да, очень удобны наличием форм, что важно при сборе информации.>
Замечательный предварительный анализ использования инструментов получился!
А можно же еще его и расширить, и углубить... Действительно, каким каким требованиям должен удовлетворять пакет заданий по статистике? КАКИЕ типы задач содержать? Только ли задачи, встречающиеся на экзамене? И что такое вообще "статистическая грамотность учащегося"?

Дело в том, что в свете новой учебной программы знания по статистике нужны именно практические, для обработки данных ученического исследования, которое, опять же, в силу требований новой программы, становится обязательным для каждого выпускника гимназии.

По-моему, все же сначала очень нужен хороший вопросник, который бы помог нам всем вместе подумать над вопросами статистической грамотности/компетентности: Какие именно компетенции нужны ученику , а уж потом к типологии заданий, задач, и инструментам. То есть, заходить не от инструмента (возможно, скоро появится еще и новые, и более совершенные, а наоборот, от задач - к инструментам для их выполнения!

Может быть, с опросника и нужны было бы начать? А учителя математики, я уверена, помогут - и дополнят, и подкорректируют! Чтобы результат был хорошим...

AnastassiaM комментирует...

Да, похоже, провести опрос всё же необходимо. Буду начинать продумывать опросник. Спасибо, Людмиле Викторовне за наводящие вопросы.
Кстати, по поводу задач на экзамене. С 2000 года заданий на тему описательной статистики было предложено всего 4 раза, причём две из них, я бы отнесла к задачам на проценты. Для таких заданий и компьютер не нужен. Важно-то другое. Если изучать статистику только для развития навыков умения решать задачи на выпускном экзамене, что впрочем и не только статистики касается, а всей математики, да, и других предметов, то грустно совсем учиться на мой взгляд.

anisol комментирует...

По поводу использования средств. Пакеты стоит использовать для серьезных исследований, когда нужна проверка гипотез и корреляция. Это точно не школьный уровень.
Таблицы (уже составленные) проще обрабатывать в EXCEL(то же и гугл-документы). Проводить первичный анализ можно хоть с калькулятором, хотьс WIRIS. Поскольку школьный уровень - это первичный анализ, то инструмент вполне подходящий. Графики и идаграммы (построение) - не цель обучения статистике, цель - умение прочитать и проанализировать, и вот такого рода задания стоит и закладывать в сборник. Еще было бы хорошо иметь модели, допускающие вариацию данных и анализ изменений. Кстати. Wiris допускает и создание текстов с пропусками.
А реплика про экзамены - это вообще вопрос о том, чему и как мы должны учить. Получается на практике - компьютер, на экзамене... Впрочем, в новой программе заложена исследовательская деятельность с обязательной защитой работы. Думаю, что там средства статистики как раз пригодятся.