среда, 31 марта 2010 г.

Плач математика

"Состояние преподавания математике в школе так печально
не только и не столько тем, что важное отсутствует — что на уроках математики не происходит математики, — но тем, что там присутствует: мешанина деструктивной дезинформации, называемая «программой»."

Замечательное эссе Пола Локхарда "Плач математика" о преподавании математики в средней школе.

http://nbspace.ru/math/


воскресенье, 28 марта 2010 г.

Гаджет для блога учителя математики



С редакторами математических формул проблемы все еще остаются. Особенно, если в качестве дополнительной среды обучения учитель выбрал открытую среду блога. Но решение есть. Вводите формулу с помощью редактора, получаете постоянную ссылку на картинку с ней.
Хотите вставить гаджет в свой блог? Кликните по ссылке

Equation EditorИ получите код для вставки в свой блог!

 Обнаружено в блоге http://avatudppematerjalid.blogspot.com/

суббота, 27 марта 2010 г.

Решения квадратных уравнений

Добрый день. Хочу поделиться вот такой проблемой. По роду деятельности, столкнулась с такой ситуацией - большинство студентов-первокурсников в ТТУ не умеют решать квадратные уравнения. Точнее как, можно разделить на три стадии "неумения":
1. Когда корни получаются "красивые", забывают подставить их в уравнение и перепроверить, отсюда чаще всего ошибки.
2. Если корни получаются дробные, или еще хуже - иррациональные, то впадают в панику, и начинают спрашивать, не ошиблась ли я с условием.
3. А самое страшное, если дискриминант отрицательный, или же уравнение имеет вид, например, x^2+3=0. В любых ситуациях, когда надо извлекать корень из отрицательного числа, у подавляющего большинства в глазах истерика.

Вот на третьей проблеме и сконцентрируюсь.

Как выяснилось, стандартная реакция выпускника на квадратный корень из отрицательного числа - "корней нет" или "нет решений". Про мнимую единицу слышали только выпускники математических классов. Получается следующая проблема:
в школе учат, что как только корень из отрицательного числа, то сразу надо писать "нет решений". В университете, предполагается, что студент найдет корни, и дальше будет делать с ними все, что надо (то есть что он уже знает, а существовании других возможностей). Но совершенно непонятно, кто же конкретно должен сказать среднему выпускнику, что корни-то существуют? В школе в голову вбивается некая "защитная" реакция на подобную ситуацию, а в университете надо переучивать, а переучить, как водится, гораздо сложнее, чем научить.

Появляются два извечных вопроса человечества: "кто виноват?" и "что делать?".

С первым я даже не знаю. По идее гимназическое образование должно готовить людей для поступления в университет, но эта идея чаще всего не работает, и в гимназию идут все подряд. Таким образом, снижается планка гимназического образования. Но, я думаю, виноват тут не учитель, не какая-то конкретная школа, а система.

Но встает вопрос, а что делать то? Не подскажите?

суббота, 20 марта 2010 г.

Необычный урок математики

 Кажется, зима все же отступает! Ей не удалось заморозить инициативу и фантазию учителей, которые не только выполняют огромный объем рутинной работы, но успевают придумывать необычные сценарии уроков.

Один из таких уроков был проведен учителями Кесклиннаской гимназии Таллинна в 209-й гимназии Санкт-Петербурга.
Необычность урока в том, что у него были достаточно серьезные и на первый взгляд непересекающиеся задачи.

С одной стороны, урок должен был познакомить шестиклассников и гостей урока с нашим городом (напомню, что урок давали таллиннские учителя), то есть стать своеобразной визитной карточкой команды учителей и администрации, приехавших в Питер. С другой стороны, было заранее оговорено, что на уроке математики  должны использоваться информационные технологии и интерактивная доска.
Неполное совпадение эстонской и российской программ по математике задавало дополнительные ограничения при подборе задач. И, наконец, это был "урок вдвоем", поскольку его проводили сразу два учителя - математики и начального обучения.

При подготовке урока, решено было остановиться на групповой форме работы учеников, сочетании материала по истории средневекового города (эта часть материала имела компактную форму "Легенд Старого города") и задач по математике, которые можно было быстро решить в течение 3-х - 5-и минут.

Тематика задач осталась в заданных рамках тем: задач на вычисления, задач на площади простых геометрических фигур, задач на составление простейших алгебраических уравнений.
За каждую верно решенную задачу три команды-лидера этапа получали жетон.

Надо ли говорить, что урок удался? Он принес немало эмоций участникам и гостям. Больше других за своих учеников переживала завуч школы и учитель математики 6А гимназии № 209 г. Санкт-Петербурга Ирина Петровна КОВАЛЕВСКАЯ.
А подготовили урок учителя TKVG Людмила Дмитриевна Свирина и Элен Антсовна Вайно.
Больше фото с урока и семинара здесь.


Случалось ли вам, коллеги, в последнее время проводить необычный урок? Не важно, был ли это интегрированный урок, урок с применением инфотехнологий или урок на улице!
 Поделитесь своим рассказом с участниками сообщества "СИГНУМ" и опубликуйте свой урок на блоге http://conjunctio.blogspot.com/ до 1 мая 2010г.. Ссылку на опубликованный в Интернете урок следует присылать на адрес ulej2008@gmail.com


Лучшие уроки будут опубликованы на портале http://ulej.edu.ee/ и  получат призы/дипломы от сообщества!
Формат публикации: текст 



 объемом 4-6 тыс. знаков (с пробелами) снабженный фотографиями или видео с урока.

четверг, 11 марта 2010 г.

здравствуйте

Коллеги, здравствуйте.
Я ваш новый "соучастник". Меня зовут Ольга Грачёва, преподаю математику в Пяхклимяэской гимназии (Нарва), достаточно давно.
Надеюсь на плодотворное сотрудничество.